Магистерская программа «Управление образованием»
по направлению подготовки «Менеджмент»
ориентирована на профессиональную подготовку квалифицированных управленческих кадров
для разных звеньев и организаций сферы образования
.

 

Краткая информация

Краткая информация (на китайском языке)

Краткая информация (на английском языке)


Профессиональная подготовка магистров направлена на овладение фундаментальными знаниями, методологиями системного подхода, современным аналитическим инструментарием, методами инновационной и проектно-исследовательской деятельности. В процессе обучения особое внимание уделяется развитию общенаучных, системных и профессиональных компетенций:

  • развитию коммуникативных навыков студентов на русском и английском языках;
  • формированию умений разрабатывать оптимальные стратегии своей деятельности;
  • способности формировать набор личных управленческих компетенций;
  • повышению уровня общей культуры.

Структура подготовки и организация учебного процесса ОПОП подготовки магистров «Управление образованием»

Магистерская программа «Управление образованием» открыта на факультете педагогического образования МГУ (ФПО) в 2004-2005 учебном году в соответствии с решением Ученого Совета МГУ (выписка из протокола № 2 заседания УС МГУ от 7 июня 2004 г.) и приказом МГУ № 542 от 12 июля 2004 «Об открытии магистратуры на факультете педагогического образования». 

С 2012 года основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) "Управление образованием" реализуется на факультете педагогического образования (ФПО) МГУ в соответствии с самостоятельно установленным образовательным стандартом МГУ имени М.В.Ломоносова для программ подготовки магистров по направлению 38.04.02 "Менеджмент".

Руководитель программы: декан факультета, заведующий кафедрой образовательных технологий Н.Х. Розов.

Цель программы – подготовка квалифицированных специалистов в области управления, планирования и регулирования деятельностью образовательной организации, а также подготовка административных и руководящих работников среднего и высшего звена в органах управления образованием разного типа.

Её цели, задачи и результаты обучения сформулированы с учётом требований, содержащихся в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» и проекте «Профессионального стандарта руководителя образовательной организации».

Актуальность ОПОП «Управление образованием» обусловлена дефицитом в сфере управления образования кадров инновационного типа, которые помимо соответствующих управленческих компетенций, должны обладать мировоззрением, основанным на понимании сущности и остроты проблем развития образования в современном мире, осознании социальной ответственности своей профессии. 

Сфера образования формирует особые требования к компетенциям руководителя. В сфере образования, где отдача капиталовложений отложена на длительный период, а результат находит выражение в развитии как индивидуума, так и всего общества, экономические подходы в чистом виде не срабатывают. Подготовка административно-управленческого персонала системы образования должна отличаться от подготовки профессиональных менеджеров общего профиля. В ее основу необходимо положить не только современные технологии менеджмента, но и понимание особой роли образования в обществе.

Образовательные задачи программы – освоение учащимися теории и практики стратегического, экономического, социального, образовательного менеджмента, предоставление обучающимся необходимых знаний и технологий для дальнейшего повышения их научной и профессиональной квалификации.

Магистерская программа «Управление образованием» направления «Менеджмент» – это интегрированная образовательная программа, все курсы которой объединены структурно-логическими связями и базируются на междисциплинарных исследованиях.

В основу профессиональной подготовки магистров заложены такие квалификационные характеристики, как овладение фундаментальными академическими знаниями, методологиями системного подхода, современным исследовательским и аналитическим инструментарием, методами инновационной и проектно-исследовательской деятельности в сочетании с широкой образовательной культурой и возможностью овладения иностранным языком (английским или китайским, для иностранных магистрантов – русским и английским). Виды профессиональной деятельности будущих выпускников программы: научно-исследовательская и практическая деятельность, конкретные разновидности которой определяются содержанием указанной программы.

Область профессиональной деятельности выпускника: сфера образования.

Объекты профессиональной деятельности:
– органы управления образованием;
– образовательные учреждения и организации разного типа;
– информационно-аналитические и консультационные центры, реализующие комплексные социально-культурные проекты и программы.

Магистр, успешно освоивший ОПОП «Управление образованием», готов к решению следующих организационно-управленческих, педагогических, научно-исследовательских задач:

в научно-исследовательской сфере:

– исследование и анализ образовательной политики и образовательных проектов;

– осмысление проблем организации и управления образованием в российских и зарубежных образовательных организациях различного уровня;

– углубленное изучение и разработка современных теорий и подходов к решению актуальных проблем управления образовательной деятельностью;

– разработка инновационных подходов к реализации управленческих функций в сфере образования;

в практической сфере:

– стратегическое планирование развития системы образования, ее отдельных звеньев и образовательных организаций;

– оперативное управление образовательной, инновационной и хозяйственно-экономической деятельностью образовательных организаций;

– предоставление методических, аналитических и консультационных услуг, связанных с организацией работы различных структурных подразделений системы образования.

 

Магистр, успешно освоивший ОПОП «Управление образованием» подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования; 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством, ОПОП «Управление образованием» является также базовой для дополнительной программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» для получения соответствующей квалификации.


Особенностью магистерской программы «Управление образованием» является ориентация на подготовку управленческих кадров для систем образования стран бывшего социалистического содружества. Программа нацелена на дальнейшее укрепление международных связей и поддержание авторитета российской высшей школы в странах, традиционно ориентированных на нашу страну. Этим обусловлена подготовка одного из блоков программы (ряд дополнительных адаптивных предметов) специально для иностранных магистрантов.

Учебный процесс организован на базе кафедр «Образовательных технологий», «Истории и философии образования» с привлечением ведущих специалистов МГУ и РАО.

В процесс обучения внедрены следующие нововведения:

- для актуализации методов инновационного и поискового обучения объем самостоятельной учебной и исследовательской работы магистрантов увеличен до 75% от общей трудоемкости изучаемых дисциплин;
- для развития навыков анализа и написания исследовательских работ магистрантами на русском языке составлен русско-китайский глоссарий, базирующийся на тематике профилирующих курсов программы;
- для развития коммуникативных навыков на английском языке внедрены курсы по выбору «Технология презентаций и метод проектов», «Профессиональные коммуникации менеджера образования», «Культура делового общения в профессиональной деятельности», «Организация научно-исследовательской деятельности», «Основы подготовки и презентации научных докладов», «Формирование навыков научной речи» и другие;
- активно используются новые формы учебных мероприятий, направленные на формирование у магистрантов компетентностного подхода (ролевые и деловые игры, мастер-классы, презентации);
- помимо формирования общенаучных и общепрофессиональных управленческих компетенций большее внимание уделяется формированию у магистров ценностей педагогической профессии через введение в блок предметов по выбору ряда актуальных психолого-педагогических и методических дисциплин, а также освоение (по выбору) дополнительной программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы», через педагогическую практику и практикумы в школе и вузе по предметам бакалавриата. Для иностранных магистрантов, составляющих костяк учащихся ОПОП, предложен предмет по выбору «Методика преподавания РКИ».


Программы курсов, читаемых в магистратуре: 
на русском языке
на английском языке

Учебный план:

Скачать учебный план


Нормативный срок освоения программы «Управление образованием» – 2 года.

Форма обучения – очная.

Программа реализуется на договорной основе.

Стоимость обучения утверждается ежегодно Ученым Советом ФПО на основании приказа ректора МГУ об установлении размеров оплаты за обучение на контрактной основе. Иногородним предоставляется общежитие.


Лица, желающие освоить эту программу, обязаны иметь высшее образование не ниже уровня бакалавра, подтверждённое документом государственного образца. Приём документов проводится в сроки, установленные приказами МГУ и в соответствии с правилами приёма в МГУ.

При поступлении в магистратуру в приемную комиссию ФПО требуется представить:

  • заявление поступающего на имя ректора МГУ;
  • документ о высшем образовании (подлинник или ксерокопия);
  • паспорт;
  • 4 фотографии размером 3х4.

Проблемное поле специализации

Менеджмент в образовании. Теории управления. Особенности управления в социальной сфере. Ресурсы и процесс менеджмента. Особенности управления образованием. Экономические основы управления образованием. Организация эффективного менеджмента в сфере образования. Лицензирование образовательного учреждения. Структура и функции управления в сфере образования. Планирование и проектирование в сфере образования. Опыт разработки стратегии развития образовательного учреждения. Разработка бизнес-планов реализации образовательных проектов. Моделирование учебно-организационной деятельности на макроуровне и микроуровне. Опыт образовательного менеджмента за рубежом и в РФ.

Управление кадрами. Персонал как система. Подбор и оценка персонала. Расстановка и адаптация персонала. Мотивация и потребности персонала. Методы управления персоналом. Современные системы аттестации эффективности работы персонала. Психология управления: конфликты и их разрешение.

Маркетинг образования. Основы маркетинга. Характеристика методов маркетингового исследования. Особенности маркетинга в сфере образования. Методы количественного анализа рынка образования. Прогнозирование потребительского спроса на образовательные услуги. Сегментация образовательных услуг. Анализ рынка труда и рынка образовательных услуг. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения.

Управление системами образования. Образование как понятие. Анализ внешней и внутренней среды образования. Характеристика системы образования. Общие и региональные проблемы образования. Количественные и качественные оценки образования. Управление качеством общеобразовательного и профессионального обучения.

Информационные технологии в управлении образованием. Информационное обеспечение структур управления образованием. Компьютерная обработка информации. Разработка информационных систем и технологий управления образовательными учреждениями. Технологии создания обучающих программ. Управление дистанционным обучением.

Управление инновациями в сфере образования. Потребности и возможности инновационной деятельности в сфере образования. Управление инновациями в обучении. Психология инновационного обучения. Инновационное развитие. Мотивирование инновационной деятельности. Инновации в управлении. Методология и приемы управления инновационными проектами в сфере образования.

Правовые аспекты управления образованием. Основы государственного планирования образования. Законодательные и нормативно-правовые акты РФ в сфере образования. Правовое регулирование негосударственного сектора образования. Сравнение российского законодательства в сфере образования с законодательством страны, резидентом которой является магистрант.

Экономические и хозяйственные аспекты управления образованием. Роль образования в контексте «знаниевой» экономики. Проблемы глобализации и регионализации. Действие экономических законов и экономическое регулирование в сфере образования. Ценообразование в образовательном учреждении. Виды финансирования образования.


Внеучебная и воспитательная работа и организация досуга студентов

ФПО МГУ уделяет большое внимание культурно-воспитательной работе с магистрантами, осваивающими ОПОП «Управление образованием». Для воспитания гармонично развитой, духовно-нравственной, здоровой, творческой личности, обладающей активной жизненной позицией на основе общечеловеческих культурных ценностей на факультете педагогического образования МГУ, осуществляются различные направления и виды учебной и воспитательной деятельности, которые планируется с учетом интересов и потребностей студентов.

Внеурочная деятельность направлена на развитие следующих компетенций и личностно социально-значимых качеств студентов:

  • познавательно-творческих;
  • культурно-досуговых;
  • гражданско-общественных;
  • социально-трудовых;
  • компетенций здоровьесбережения и физического развития.

 

Задачами воспитательной деятельности являются:

- создание оптимальной социокультурной доступной среды, направленной на творческое самовыражение и самореализацию личности студента;
- формирование у студентов гражданской позиции;
 -удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии;
- обеспечение успешной адаптации студентов к условиям и режиму учебной деятельности, психологической и правовой готовности к будущей профессиональной деятельности;
- развитие студенческого самоуправления;
Внедрение в учебно-воспитательный процесс университета современных технологий и методик воспитательной работы.

Для расширения кругозора обучающихся в 2010-2018 уч. гг. неоднократно проводились просветительские конференции и экскурсии по музеям и культурно-историческим достопримечательностям Москвы и ее окрестностей.

В рамках развития профессиональных и универсальных компетенций, а также углубления профессиональной ориентации на ФПО проходят заседания научно-практического семинара, на которых магистранты выступают с докладами по современным проблемам педагогической науки, принимают участие в конференциях «Ломоносов» и «Ломоносовские чтения».


Материально-техническое обеспечение

Факультет педагогического образования располагается во втором учебном корпусе МГУ, где занимает несколько помещений на втором и третьем этажах. В настоящее время современным мультимедийным оборудованием оснащены все учебные аудитории. В состав мультимедийного оборудования входит: компьютер преподавателя, проектор, интерактивная доска и аудиосистема.

Материально-техническая база регулярно обновляется. На компьютеры факультета установлено сертифицированное лицензионное программное обеспечение. Компьютеры имеют выход в локальную сеть МГУ и доступ в Интернет.

На факультете функционирует электронная учебная среда на базе Moodle, которая обеспечивает дистанционную поддержку учебных курсов.


Дополнительную информацию можно получить по телефонам:
+7-(495)-939-12-89 Кузнецов Василий Андреевич

+7-(495)-939-40-56 Гасанова Рената Рауфовна

+7-(495)-939-42-76 Учебная часть ФПО